Фонд поддержки обманутых дольщиков приморского края

+7 (423) 260-72-64

Ольга Сун-жаю: Приморье в лидерах по эффективности решения проблемы дольщиков России

— Ольга Викторовна, как вы пришли к тому, что именно на вас сегодня надеются все обманутые дольщики Приморского края?

Это история длится более трех лет, и началось все с моей собственной семьи. Ко мне подошла моя сестра со словами «Помоги, я купила квартиру», ну, а дальше вы понимаете … стройка замерла на несколько лет. Чтобы ей помочь, мне пришлось погрузиться в проблему.

В итоге моя юридическая компания начинает заниматься этим вопросом и заключает договор с дольщиками ЖК «Олимп». На тот момент мы понимаем, что необходимы дополнительные средства — только так можно достроить этот дом, потому что других денег нет. На собрании дольщиков было принято единогласное решение, что достраивать дом нужно за счет самих жильцов. Уставшие ждать свои квартиры люди готовы были на все. И мы начали работать, не представляя, что нас ждет, на самом деле. Мы подняли все документы, всю проектную документацию. Иногда меня даже называли «танком» (смеется), но я-то понимала, что по-другому нельзя. И, конечно, было много соблазнов, чтобы сказать «не получается» или что «это невозможно», но я не из таких людей, я всегда довожу дела до конца. Я и моя команда проделали огромную работу. Проблема оказалась очень серьезной, и я поняла, что ЖК «Олимп» — это далеко не единственный долгострой. Нужно было привлечь внимание к этой проблеме со стороны власти, и я начала ходить по всем инстанциям.

— По контрольно-надзорным?

По всем. Я стучалась во все двери, объясняя, что людям необходимо помочь. Это люди, которые брали кредиты, до сих пор его выплачивают, снимают квартиры, большинство из них с детьми. Андрей Тарасенко, врио губернатора края в 2017–2018 годах, был первым, кто меня услышал. Вице-губернатор Алексей Немков, увидев мою настойчивость и стремление к результату, также оперативно включился в совместную работу. Начались многочисленные совещания, бесконечные протоколы, пошла активная работа.

А люди в это время дошли до «точки кипения» и организуют митинги. В 2019 году на пост пока еще исполняющего обязанности приходит Олег Николаевич Кожемяко, который тут же обозначил проблему дольщиков как одну из самых первостепенных задач, и с большим энтузиазмом начал активно работать в этом направлении. Я понимала, что мы сможем помочь людям и достроим дома, только если губернатор лично увидит все своими глазами. Мы выезжали на встречи с дольщиками, и во время одной из таких встреч Олег Николаевич поинтересовался об истории моего участия в проблеме дольщиков. Я объяснила, что моя родная сестра — дольщик, и мне пришлось серьезно заняться этим вопросом. В ходе разговора стало ясно, насколько глубоко я уже погружена в этот вопрос, и губернатор пригласил меня работать в свою команду.

— Вас направили работать в Корпорацию развития Приморского края?

Да. На тот момент, честно говоря, мне было не столько важно, куда. Для меня имела значение организационно-правовая форма и набор юридических возможностей, но и этого было недостаточно, как в последствие оказалось. Корпорация развития Приморского края занимается рядом серьезных инвестиционных проектов. На уровне решения этих задач, я поняла, что вопрос с дольщиками мне под силу, несмотря на то, что проблема объемная сама по себе. Тем более, что со мной пришла в КРПК команда профессиональных юристов. Так и получилось, что помимо основных видов деятельности, у Корпорации развития Приморского края появилась дополнительная деятельность, куда входит завершение строительства долгостроев и с 2020 года переселение из аварийного жилья.

-Что за новый подход к общей для страны проблеме вам удалось разработать?

Накануне нового 2019 года Олег Николаевич Кожемяко поставил задачу найти пути решения проблемы обманутых дольщиков и устранить проблему целиком за два года. Задача для губернатора была настолько актуальна, что уже 2 января мы приступили к написанию закона.

— Это были поправки в закон?

Это был новый закон. У нас не было механизма, дающего возможность в рамках существующего краевого законодательства реализовать нашу идею на практике, а именно найти финансирование и достроить дома. Закон был принят, так называемый краевой закон № 465-кз «О содействии развитию строительства в Приморском крае». Этот закон заложил создание некоммерческой организации «Фонд поддержки обманутым дольщикам Приморского края».

— Как был разработан закон? Уже готовые наработки? Потому что сейчас я вижу, что Приморский край один из лучших в стране.

Мы изучали опыт Республики Татарстан и Липецкой области. Когда начали разрабатывать закон, используя лучшие практики, сделали, сами того не ожидая, нечто новое. Проблема дольщиков настолько серьезная, что нам позволили этот закон провести. Тогда это называли «революцией», но некоторые называли потенциально уголовным делом. Мы до ночи сидели с прокуратурой, чтобы согласовать и урегулировать все формулировки и вопросы. В марте 2019 года закон был принят.

И как же было приятно, когда через полгода уже сам президент страны приказал решить проблему обманутых дольщиков до 2021 года. Приморский край стал одним из первых, кто начал активно решать эту проблему. Официально признали устами Владимира Путина, что дольщики — это такие же незащищённые или слабозащищенные слои населения, как и врачи, учителя, дети-сироты и другие.

— И как у вас пошла работа?

К концу 2019 года мы достроили и сдали в эксплуатацию пять жилых домов. За прошлый год мы разработали и приняли закон, создали некоммерческий Фонд, получили финансирование, восстановили права более 586 дольщиков во Владивостоке и Артеме. Но я вас уверяю, построить с нуля легче, чем достроить.

— Сколько средств было потрачено на решение проблемы дольщиков в регионе?

На сегодняшний день было потрачено 1,5 млрд рублей в сумме из регионального и федерального бюджетов. В эту сумму не входят дома на проспекте Красного Знамени, 158 А и ул. Грибоедова, 46. Там мы решили вопрос через докапитализацию АО «Корпорации развития жилищного строительства» на 500 млн рублей.

Почему докапитализация? Потому что там предусмотрен возврат, через акционерное общество, и производилась добровольная доплата дольщиками по 12 000 рублей за кв. м. и продажа свободных квартир. Докапитализация без возврата невозможна.

Помимо создания Фонда поддержки обманутых дольщиков Приморского края, который финансирует строительство из краевого бюджета, в сентябре 2019 года был создан Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства. Согласно механизму 218-фз финансирование в данном случае осуществляется из федерального и регионального бюджета в пропорции 88% на 12% соответственно.

— Есть ли еще способы завершения строительства дома?

Да, есть еще один способ. Завершение строительства дома согласно краевому закону № 90-кз, который предполагает решение проблемы по инициативе подрядной строительной организации и не требует финансирования из государственного бюджета. По краевому закону № 90-кз инвесторы, взявшие на себя обязательства по завершению строительства многоквартирных домов, смогут без аукциона получить в аренду земельный участок под реализацию своего проекта. Таких компаний немного, сегодня их три, они достраивают дом в Уссурийске на Выгонной, 7. Там жду квартиры 90 семей. Мы ищем такие компании и для других домов. На самом деле, для подрядчиков содействие решению проблемы дольщиков служит формированию доверительного отношения и хорошей репутации, дает уникальный опыт работы на сложных объектах.

Но это тоже еще не последний способ решения проблемы дольщиков в Приморье. Были дома, которые невозможно было достроить, мы проработали еще один механизм. Поняв, что мы не можем достроить дома на ул. Кипарисовая, 26 и ЖК «Солнечная долина», мы совместно с Правительством разработали другой закон, № 394-кз о выплатах гражданам компенсаций.

— Почему возник вопрос компенсации и что предложили людям?

Это было единственное правильное решение, учитывая в каком состоянии находились эти дома после застройщика. Дольщикам компенсировали ту сумму денег, которую заплатили при покупке недостроенной квартиры. Мы знаем, что многие из них эти средства направили на покупку квартир. Скорее всего, они купили квартиры на рынке вторичного жилья. Были и такие случаи, что некоторым мы помогали найти и купить квартиру за более низкую цену. Все мы знаем о ситуации с ценами на рынке недвижимости во Владивостоке.

Надо отметить, что выплаты гражданам компенсаций и докапитализация были нашими первыми практическими решениями, впоследствии мы запустили работу Фонда поддержки обманутым дольщикам. В 2019 году в рамках ВЭФ Владимир Путин подписал резолюцию о выделении Приморскому краю 3 миллиардов рублей из федерального бюджета на 3 года на решение данной проблемы. Миллиард был выделен в 2019 году, еще миллиард будет выделен в 2020 году, третий миллиард заявлен на 2021 год. С федеральной поддержкой удастся достроить порядка 26 домов для обманутых дольщиков.

— Получается, что вы за счет налогоплательщиков решаете проблемы тех, кто сам рискнул своими средствами и вложил их в стройку? Это справедливо?

Это правильно. Обманутые дольщики на уровне государства признаны как незащищенный социальный слой населения. И я хочу, чтобы вы понимали, что этот вопрос решается не «за счет кого-то», а это прямая задача государства помогать и поддерживать людей, попавших в безвыходную ситуацию. Люди, о которых мы говорим, оказались в ужасной ситуации. Для многих покупка собственного жилья была главной целью, люди годами зарабатывали себе на квартиру. А их просто обманули, оставили без накоплений и без квартиры. И помочь им никто не может. Это ли не социальная проблема?

— На уровне краевого депутатского корпуса вас сразу поддержали?

Безусловно, были вопросы, мы встретили некоторое сопротивление, но большинство меня в итоге поддержали. Первоначально было озвучено, что подобный закон провести нельзя. И я предложила, давайте совместными усилиями найдем способ, как «можно». Ведь мы это делаем для людей. Я представила конкретные предложения по вопросам докапитализации, компенсации, создания Фондов, решение по 90-кз путем санации.

— Кто был вашим противником? Среди тех, кто утверждал.

Я думаю, что противников у меня не было. У всех, я так думаю, было единое желание разобраться в этом вопросе. И, безусловно, имели место дебаты. Я считаю, что самое главное — это положительный результат, и что в итоге я получила поддержку. У меня были обоснованные аргументы: мы защитим дольщиков, вернем людям веру, что власти заинтересованы в решении их, казалось бы, личных проблем. Более того, очень важно, что мы нашли способ возврата вложенных бюджетных средств.

Мы продумали следующий механизм. Достраивая дом за застройщика, мы получаем право требования к застройщику. И уже по итогам 2019 года консолидированный возврат бюджетных средств составил 91,6%. Например, на ЖК «Босфор» было 39 свободных квартир. Мы выкупили квартиры у застройщика по первоначальной цене, которая была установлена для дольщиков на момент покупки по цене около 90 тысяч рублей, и после сдачи дома в эксплуатацию мы продаем их по рыночной цене порядка 120-140 тысяч рублей. Деньги возвращаются в бюджет через АО «КРЖС», где акционер Приморский край.

— А жильцы ЖК «Снеговая Падь» тоже доплачивали?

Нет, там другая ситуация. Жители комплекса «Снеговая Падь. Комплекс Д» приобретали квартиры по стоимости 35 000 рублей за кв. м. по государственной программе «Жилье для российской семьи». Застройщиком является казенное предприятие Приморского края. Ответственность субсидиарная ложится на Приморский край. И парадокс ситуации в том, что расчетная неустойка за факт незавершения строительства составляла 1,5 миллиона рублей в день. И то, что своевременно эта проблема не решалась — это преступление. Каждый раз, когда в казенное предприятие приходила сумма, на которую можно было продолжить строительство дома, она уходила на неустойки гражданам.

И только с созданием Фонда поддержки обманутым дольщикам стало возможным не переводить бюджетные средства через казенное предприятие и начать завершение строительства домов.

В итоге в 2020 году мы должны сдать все оставшиеся проблемные дома в Снеговой Пади, один мы уже сдали в июле. Более того, вопрос по неустойкам мы также закрываем. Плюс 450 квартир передаются в Министерство земельных и имущественных отношений Приморского края для дальнейшей реализации в части решения социальных проблем. Это может быть договор социального найма, предоставление квартир учителям, врачам, детям-сиротам и молодым семьям.

— Итак, на конец 2018 года было зарегистрировано порядка 4 тысяч семей обманутых дольщиков в Приморье. Что сейчас?

В 2019 году 586 семей дольщиков были восстановлены в своих правах, достроены 5 домов, сданы 19 тысяч квадратных метров жилья. В 2020 году восстановлены в правах будут около 2400 дольщиков, достроены и введены в эксплуатацию 13 домов. Два из них мы сдали в первой половине года, ЖК «Одиссей» и дом в ЖК «Снеговая Падь». На 2021 год останется порядка 1000 семей из 7 домов, не считая ЖСК «Остров».

— Какова ситуация с ЖСК «Остров», есть уже какое-то решение?

В данном случае домами занимается не Фонд, а Акционерное общество «ДОМ.РФ» при участии нашего Правительства в лице Министерства строительства Приморского края. Была директива Председателя Правительства Михаила Мишустина выделить 1,6 млрд. на решение проблемы ЖСК «Остров». Сейчас необходимо постоянное конструктивное взаимодействие. Если какая-то задача выполняется с участием представителей федеральной власти, всегда нужен сильный куратор с их стороны, так называемый «проектный менеджер». Шаг за шагом мы продвигаемся и в решении этой проблемы.

— В решении проблемы этого объекта вы тоже участвуете?

Корпорация развития Приморского края действует как условная «оперативная дирекция» по всем долгостроям, в отношении ЖСК «Остров» мы так же участники рабочей группы. Участвуем в каждом совещании и видеоконференциях с Москвой. Есть продвижения. Уже получены сметы на завершение строительства всего поселка, сметы находятся на стадии проверки. После окончания проверки смет будет прохождение экспертизы для установления достоверности определения цены, включая расходы на инженерные сети и дороги. Часть смет уже находится на экспертизе.

— Поддерживаете ли вы связь с уже «бывшими обманутыми дольщиками», которые уже получили квартиры?

Конечно. Особенно, если случаются какие-то проблемы. Недавно в Снеговой Пади в сданном доме возникли неполадки с лифтом, мы контролируем, чтобы все вопросы управляющая компания и застройщик решили. В любом случае, лифты часто после сдачи дома нуждаются в «обкатке» в течение нескольких месяцев, это техника. Также сейчас на этом же доме у нас висят альпинисты, которые заделывают щели, через которые случилось протекание. При сдаче дома эти проблемы не были заметны, они выявились при определенных погодных условиях. Мы не бросаем жильцов. Мы часто слышим благодарности людей, и для нас это самый большой результат, потому что так мы понимаем, что мы не зря вложили и вкладываем свои силы. Для нас за каждой достроенной квартирой стоит судьба человека, будущее детей и семейное счастье. Участвуя в решении проблем тысяч людей Приморского края, я испытываю невероятную гордость за свою работу.

Поделиться:

8 (423) 239-09-48

СДЕЛАЛ AIGER